Цветы в средние века и в эпоху Возрождения
Внимание к цветам в Европе проявляется в средние века, то есть с XIV
века, когда возникает мода на особые ароматы. В петлицах и на корсажах
платьев как мужской, так и женской половины человечества на довольно
продолжительное время поселяются маленькие букетики из фиалок, гвоздик
и других пахнущих цветов.
В этот период в качестве украшения использовали цветы и травы,
помещенные в медные, латунные или оловянные емкости, которые имели
форму вазы, кувшина, молочника, а также в керамические кувшины простой
формы. Вазами для растений служили и аптекарские сосуды: стеклянные
банки для мази или круглые емкости, называемые альбарелло.
Первое время цветы, которые предназначались для декоративных целей,
к примеру, для украшения алтарей в костелах, выращивали в монастырских
садах. Такие сады назывались раем Марии и в основном в них высаживались
розы и лилии. Этим цветам придавалось большое значение в ту эпоху.

Одна из самых кровопролитных войн в истории Англии, которая длилась
почти 30 лет (1455-1485 гг.), называется войной Белой и Алой розы.
Именно эти цветы были геральдическими знаками боровшихся за английский
престол домов Йорков (белая роза
) и Ланкастеров (алая роза
).
Что касается лилии, она всегда была символом чистоты и непорочности.
Поэтому на фресках художников Возрождения святые изображались с
белоснежной лилией в руках.
Со временем ассортимент цветочных растений стал расширяться:
появились маки, пионы, ирисы, аквилегии, рябчики и ландыши,
символизировавшие слезы Марии. Тысячелистник называли травой святого
Иосифа покровителя столяров. С алтарной свечой сравнивали вербаскум.
Позднее в черте замков появились первые малые светские сады, в
которых можно было встретить незабудку, душистую лаванду, гвоздику,
жасмин, мак, но, конечно, чаще остальных розу и лилию. Эти растения
были наиболее почитаемыми в качестве украшения и их изображение можно
найти в произведениях раннего средневековья. По преданию, гвоздика
помогла войску Людовика IX Святого справиться с эпидемией чумы.
В начале XV века появились первые цветочные композиции из различных растений. На картинах этого периода
цветы изображались в емкостях и располагались в них таким образом,
что самые высокие, например лилии, занимали левую заднюю часть емкости,
а мелкие цветы и травы размещали на краю композиции (рис.1).

В эпоху Возрождения в Европе возникли большие дворцовые сады, в которых стали выращивать новые цветы.
Правда, на картинах того времени все чаще изображали дикорастущие
растения: примулу, одуванчик, клевер, землянику, маргаритку, крестовник.
Для этого времени характерен скромный, но изысканный букет,
состоящий из одного или нескольких цветов. Для аранжировки цветов в
основном используются кувшины и другие емкости из керамики, появляются
первые вазоны из стекла, отличающиеся скромностью, элегантностью и
простыми линиями. Цветочные композиции получают другой характер и стиль.
Большую роль в особенностях цветочных композиций того времени
сыграло обращение к античному искусству. Основными параметрами его были
пространство, цвет, игра света и тени, определенные пропорции, эталоном
которым служило человеческое тело. При создании букета самые высокие
растения в два раза превышали высоту емкости, в которую их ставили. И
группировали их в центре симметричной емкости, что предопределяло
симметричность самой цветочной композиции. Крупные цветы стояли в
середине, а мелкие их как бы дополняли, располагаясь свободно и
просторно. Растения, из которых сотояла композиция, не заслоняли края
вазона, а центр самой композиции находился посередине между самыми
высокими цветами и краем емкости (рис. 2).
Для Возрождения характерны многочисленные растительные мотивы, среди
которых гирлянды из цветов и овощей, нередко служащие орнаментом на
рамах картин, деталей оформления фасадов домов и предметов домашнего
обихода. Растительные орнаменты можно увидеть и на узорчатых тканях
того времени, к примеру, на известных вавельских гобеленах.
Появление множества новых растений в Европе той эпохи обязано
походам в Азию. Именно оттуда были привезены миндаль, гранат,
цитрусовые деревья, мирт, кедр, маслина, а из цветов разноцветные
анемоны. Первый тюльпан
в Западную Европу из Турции привез австрийский посол в XVI веке.

Одним из главных стилевых направлений в искусстве Европы с конца XVI
века было барокко, что в переводе с итальянского языка значит странный,
причудливый.
Под влиянием этого направления сменилась форма, ее характерной
чертой стала нерегулярность, что определило стиль букетов барокко он
стал динамичным (рис. 3). Появились новые детали в композициях из
растений: раковины, ящерицы, мотыльки и другие насекомые, птицы и их
гнезда, а также фигурки, вырезанные из дерева. Нередко такие цветочные
композиции увеличивали с помощью зеркального отражения.
В это время в моде были цветы с широкими лепестками анемон, мальва,
лилия, ирис, пион, мак, и растения ярких красок, украшенные листьями,
наперстянка, канна. Именно такие цветы наиболее часто встречаются на
картинах фламандских мастеров того периода.
Декоративность композициям придавало богатство используемых
растений, их цвета, бархатистость лепестков и изогнутость линий. Такие
роскошные букеты ставили в массивные тяжелые вазоны, в качестве которых
использовались урны из металла или камня, округлые грубые флаконы из
стекла и фарфора, а иногда корзины. Эти цветочные композиции можно было
увидеть в домах фламандской знати или зажиточных купцов, торгующих с
Дальним Востоком или Индией. Именно оттуда в Голландию нередко попадали
всевозможные сосуды для цветов.
В Европе появились экзотические растения, которые скрещивали с местными растениями и тем самым получали новые сорта и гибриды. |