Икебана
Икебана - это японское искусство композиции цветов, также известное как «kado» ("путь цветов").
В отличие от обилия цветов, типичных для композиций западных стран,
японская композиция цветов базируется на линиях прутов и/или листьев,
украшенных небольшим количеством цветов. Контейнер - также является
ключевым элементом композиции. Структура японской цветочной композиции
базируется на разностороннем треугольнике, очерченном тремя главными
точками, обычно прутьями, в некоторых школах символизирующих небеса,
землю и человека.
Икебаной, одним из традиционных искусств Японии, занимались в
течение более чем 600 лет. Это искусство развилось из ритуала
буддистов, связывающих цветы с духами мертвых. К середине пятнадцатого
столетия, с появлением первых классических стилей, Икебана достигла
статуса художественной формы, независимой от ее религиозного
происхождения, хотя она и продолжала сохранять сильный символический и
философский подтекст. Первые преподаватели и студенты были священниками
и благородными членами общества. Однако, поскольку то время прошло,
много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и
Икебана стала реальной для всех уровней японского общества.
Влияние Буддизма
Зарождение искусства Икебаны может быть прослежено к 6-му столетию,
началу Буддизма в Японии. Часть поклонения предполагало возложение
цветов на алтарь в честь Будды. В Индии, месте зарождения Буддизма,
цветы возлагались не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались
вокруг. Однако к 10-му столетию японцы возлагали свои подношения в
контейнеры. Возложения на алтарь были ответственностью только
священников храма.
Происхождение Икебаны: Икенобо
Икенобо – это самая старая школа икебаны, основанная священником
Буддистом - Икенобо Сенкеи в 15-м столетии. Он, как думают, создал
стиль «рикка» (постоянные цветы). Этот стиль был развит как выражение
буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы,
водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным
способом. Среди священников и аристократов этот стиль становился все
более утонченным до конца 17-го столетия, в то время как растущий класс
торговцев развивал более простой стиль, названный «seika» или «shoka».
«Шока» использует только три главных отделения, известных как
тен(небеса), чи (земля) и дзин (человек) и предназначен для того, чтобы
показать красоту растения непосредственно. Другая старая форма икебаны
– «nageire» - используетяя в чайной церемонии.
Первая
из современных школ была сформирована, когда Охара Неголень откололась
от школы Икенобо в конце 19-го столетия. Школа Охара обычно делает
«moribana» (сложенные сверху цветы) в мелком, плоском контейнере. Школа
была открыта, когда западная культура сильно начала влиять на Японию, и
стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще
формальный стиль. Влияние художественных движений начала 20-го столетия
привело к развитию композиций «jiyuka». Несмотря на все изменения,
икебана была все еще только искусством для высших сословий.
В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к
икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы
икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов. В течение
занятий, многие жены американских служащих подняли искусство и позже
помогли ему распространиться за границу. Во главе с Тешигахарой Софуой,
основателем в 1927 году школы «Sogetsu», дзэн-эйбана или авангардная
икебана ввела все виды новых материалов, типа пластмассы и стали.
Сегодня, существует приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и
более тысячи во всем мире. Школа Икенобо имеет приблизительно 60 000
преподавателей во всем мире. Икебаной занимаются примерно до 15
миллионов человек в Японии, главным образом молодые женщины.
Развитие стилей
Образцы и стили развивались так, что к концу 15-го столетия,
композиции были достаточно простыми, так что они стали доступны
обычными людьми, а не только императорскому семейству и его слугам.
Таким образом, началось развитие художественной формы с установленными
требованиями. Тексты говорят, что самой старой была «Sendensho»,
компиляция, охватывающая годы с 1443 до 1536.
По прошествии времени Икебана стала основной эмблемой традиционных
фестивалей, и выставки Икебаны стали периодически проводиться во всем
мире. Были написаны правила, и материалы должны были быть объединены
определенными способами. В этих ранних формах высокий центральный
вертикальный стебель должен был сопровождаться двумя более короткими
стеблями; три стебля, как и раньше, представляют собой небеса, человека
и землю. Определенные японские названия для них отличались в разных
школах Икебаны. В 1545 году школа Икенобо, теперь всемирно известная,
сформулировала принципы композиции «rikka», предполагающие семь
основных отделений, используемых в этом типе композиции.
В течение периода Момойама в Японии, 1560-1600 года, было построено
много великолепных замков. В течение того же самого периода дворяне и
королевские слуги делали в них большие декоративные цветочные
композиции в стиле «rikka».
|